Владимир Великий

XI ст.Киевская РусьКняжеская эпоха

Владимир Великий (в крещении — Василий; 958, вероятно, г. Киев — 15.07.1015, г. Киев) — государственный деятель, князь новгородский (с 969). Великий князь киевский (980—1015). Святой. Канонизирован западной и восточной христианскими церквями.

Владимир Святославич (Великий) — внебрачный сын князя Святослава Игоревича и Малуши — предположительно, дочери древлянского князя Мала, внук великой княгини киевской Ольги. С 969 г. княжил в Новгороде Великом. После гибели в междоусобных сражениях братьев Ярополка и Олега сел в 980 г. на киевский княжий стол заручившись поддержкой своего дяди Добрыни. Политика Владимира как великого князя киевского была направлена на централизацию государства, объединение разрозненных восточнославянских племен. Князь положил начало административной реформе, согласно которой ограничил власть удельных князей и ввел династическое управление. В 981 г. Владимир освободил «червенские» (галицко-волынские) земли от временной польской оккупации; в 993 г. присоединил к киевским владениям земли белых хорватов (Закарпатскую Украину). В годы его правления в целом завершилось формирование Древнерусского государства — Киевской Руси. Создавал и совершенствовал законодательство, внедрил «Закон земельный».

В то же время Владимир со всей остротой осознавал разобщенность внутри государства, этнографический и культурный фон которого составляли десятки, а то и сотни племен и религий. Он искал почву для их политического и идеологического единения. Не без влияния христианской общины, возникшей еще во времена Аскольда и Дира, и бабушки-христианки — княгини Ольги — Владимир принял крещение и женился на греческой принцессе Анне, дочери византийского императора Романа ІІ, сестре византийских братьев-императоров Василия II Болгаробойца и Константина (воспользовался для этого политическим поводом: в 987 г. войска Владимира помогли братьям-императорам подавить мятеж во главе с военачальником Вардой Фокой). В 988—990 гг. князь ввел христианство как государственную религию, что открыло перед Русью широкие перспективы экономических и культурных связей как с Византией, так и со странами Западной Европы. Оживленные дипломатические отношения на уровне обмена посольствами Владимир имел с Германией, Римом, Арменией, дружественные отношения — с венграми, поляками, чехами.

Владимир развернул многогранную культурную деятельность. Во времена его правления построен главный храм Руси — Десятинная церковь Богородицы и город Владимира. Возводились каменные церкви в Чернигове, Тмуторокани, открывались школы для подготовки духовенства, появлялись многочисленные монастыри, где сосредотачивались переводчики греческих книг, летописцы, врачи, иконописцы. При Владимире существенно расширились границы самого Киева, а на рубежах государства строились крепости. Происходила реформа финансовой системы — появились чеканные золотая и серебряная монеты, изготовленные по образцу византийских. Смягчились общественные отношения, искоренялось многоженство, менялись отношения к женщине, взгляды на рабство. В конце жизни Владимир стал самой почитаемой личностью в Киевской Руси. В XIII в. православная церковь канонизировала его как равноапостольного и причислила к лику святых.

Князь Владимир воспет и опоэтизирован в древнерусской литературе в образе Владимира Красное Солнышко — охранителя родной земли, мудрого правителя и героя. Воспоминания о его правлении сохранились в украинских народных обрядовых песнях (известна, в частности, щедривка «Что князь Владимир коника седлает» и др.).

Ссылка: Народжені Україною. Меморіальний альманах. У 2 т. — К.: ЄВРОІМІДЖ, 2002. — Т.1. — С. 368—369.