Борис и Глеб

XI ст.Киевская РусьКняжеская эпоха

Борис и Глеб (? — 1015) — одни из первых святых, канонизированных русской церковью, младшие сыновья великого князя киевского Владимира Святославича.

Известно, что Борис и Глеб родились от одной матери, о которой в древнерусской летописи указано только то, что она была болгаркой, однако многие исследователи на основании анализа более поздних памятников пришли к выводу, что это была византийская принцесса Анна, сестра императора Василия ІІ Болгаробойца, на которой князь Владимир женился в конце 80-хгг. Х в.

Именно византийским происхождением братьев ученые объясняют особое отношение к ним их отца, имевшего, кроме них, много других сыновей от многочисленных своих жен. Некоторые историки, вслед за С. Соловьевым, допускают также, что византийская принцесса Анна имела какие-то болгарские корни. Накануне своей смерти Владимир пригласил Бориса из Ростова (ныне город Ярославской обл., РФ) для организации войск против печенегов. Существует версия, что Владимир хотел сделать Бориса своим преемником на киевский престол. Дальнейшие события на Руси после смерти Владимира подробно освещены в летописях и агиографических источниках («Сказание и страсть и похвала святым Борису и Глебу» и др.).

Продолжается дискуссия по поводу времени возникновения и взаимосвязи литературных версий о гибели Бориса и Глеба. Согласно этим памятникам, вскоре после смерти Владимира Борис погиб на р. Альта от рук варягов, которых наслал на него брат у перших («брат в первых»?) Святополк Ярополчич. Спустя некоторое время убийцы по распоряжению князя Святополка лишают жизни муромского князя Глеба и древлянского князя Святослава. Мстителем за братоубийство выступил новгородский князь Ярослав Мудрый, во время войны с которым Святополк погиб. Именно ко времени Ярослава исследователи относят появление местной традиции особого почитания памяти братьев в Вышгороде, где они были погребены. Немецкая хроника Титмара Мерзебуржского и скандинавская «Сага об Эймунде» несколько иначе излагают версии событий 1015—1017 гг. по сравнению с древнерусскими памятниками, составленными подданными потомков Ярослава Мудрого. Это дало повод некоторым исследователям усомниться в достоверности сведений древнерусских источников относительно Бориса и Глеба и роли, которую сыграл в этих событиях Ярослав Мудрый.

События 1015—1017 гг. послужили основанием для почитания Бориса и Глеба как великомучеников. В литературе существует две версии его возникновения. Одна группа исследователей считает, что канонизация братьев произошла еще при жизни князя Ярослава Мудрого (1017—1054), причем и тут есть большое расхождение в датировании (от 1020 до 1050); другие склонны полагать, что это событие имело место уже при сыновьях князя — в 1072 г. Бытует еще одна версия, согласно которой сначала почитание памяти братьев возникло как глебоборисовское, и только в начале ХІІ в., во времена правления князя Владимира Мономаха (в 1115 г. отмечалось сто лет со дня смерти братьев) произошла трансформация почитания памяти в борисоглебское. Почитание Бориса и Глеба — это почитание защитников Руси. В фольклорной традиции святые Борис и Глеб почитаются прежде всего как покровители хлеборобского труда, поскольку православная церковь празднует дни памяти братьев 24 июля (по ст. ст. ; день смерти Бориса), 5 сентября (по ст. ст. ; день смерти Глеба), а также 2 и 30 мая (обе даты по ст. ст. ; в честь торжеств 1072 и 1115) — в сезон сельскохозяйственных работ.